Конституционный суд не усомнился в процедуре определения стоимости немаркированной продукции для квалификации деяния

Конституционный суд опубликовал постановление № 5-O / 2025 по жалобе на неконституционность пункта 2 примечаний к статье 171.1 “Производство, приобретение, хранение, перевозка или продажа товаров и продукции без маркировки и (или) применение информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации”. Российской Федерации ” Уголовного кодекса Российской Федерации.

Осенью 2023 года суд признал Владимира Сидоркина виновным в хранении с целью реализации немаркированной табачной продукции, облагаемой специальными марками (акцизами), в особо крупном размере (пункт “б” части 6 статьи 171.1 УК РФ). Он был приговорен к принудительным работам сроком на 1 год и 10 месяцев с удержанием 10% его заработной платы из государственных доходов. Приговор был оставлен в силе по апелляции, что несколько изменило его.

При классификации преступления как совершенного в особо крупном размере суды, подчеркивая, что не было необходимости назначать оценочную экспертизу, руководствовались ответом управления Росстата по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва, согласно которому средняя потребительская цена сигарет с фильтром в Красноярском крае на момент совершения преступления в начале марта 2022 года составляла 151 рубль. 26 центов. за упаковку, поэтому общая стоимость изъятых немаркированных табачных изделий превысила 3,4 миллиона рублей. Таким образом, суды отклонили доводы ответчика относительно неправильного расчета стоимости немаркированных табачных изделий, поскольку она была определена без заключения эксперта по аналогии с ценами на маркированную продукцию, соответствующими средней потребительской цене, которая включает акцизы и НДС, в упаковке, а не на минимально возможном уровне. Впоследствии кассационные инстанции, в том числе Верховный Суд Российской Федерации, не рассматривали жалобы осужденного.

В своей жалобе в Конституционный Суд Владимир Сидоркин подчеркнул, что пункт 2 примечаний к статье 171.1 Уголовного кодекса противоречит Конституции, поскольку позволяет произвольно определять стоимость немаркированных табачных изделий, что нарушает принцип единообразного применения уголовного законодательства юридическими лицами. суды, допускает аналогию в уголовном праве и лишает ответчика права на защиту.

Рассмотрев доводы этой жалобы, Конституционный суд не выявил оснований для ее рассмотрения по существу. В то же время он напомнил о законном характере акцизов на табачные изделия и никотиносодержащие продукты, которые подлежат систематическому повышению. На сигареты и сигареты устанавливается единая минимальная цена, ниже которой розничные цены не могут быть установлены. С 2020 года Министерство сельского хозяйства России ежегодно рассчитывает величину единой минимальной цены на табачные изделия, исходя, в частности, из минимальной величины ставки акциза на единицу потребительской упаковки (упаковки) табачных изделий, установленной Министерством сельского хозяйства России. Налоговый кодекс Российской Федерации и ставка НДС.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 16 января 2024 г. № 03-13-11 / 2706, цена легально произведенной табачной продукции не может быть ниже себестоимости ее производства с учетом всех налогов, установленных законодательством Российской Федерации. Пункт 4 статьи 7 Закона О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачных изделий, вступившего в силу 1 марта 2024 года,предусматривает особый правовой режим производства и оборота табачных изделий, который основан, в частности, на механизме государственного ценообразования на эти продукты для целей их оборота и требовании их специальной маркировки.

В части определения стоимости незаконно произведенной и (или) участвующей в незаконном обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции с целью определения размера предмета преступления, предусмотренного статьей 171.3 “незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции”. алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий, никотиносодержащих изделий и сырья для их производства” Уголовного кодекса Российской Федерации, Постановление Конституционного суда от 6 декабря 2024 г. № 3127-О-в том числе с учетом письма из приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 2018 г. № 03-14-11 / 26736-исходим из того, что такая стоимость предполагает включение сумм акцизов и НДС, при необходимости она подлежит определению с использованием специальных знаний (заключения и показания эксперта). эксперт и специалист).

Как пояснил суд, в соответствии с конституционным принципом равенства отношения однородного характера должны регулироваться аналогичным образом, поскольку – несмотря на существующие нюансы в правовом регулировании алкоголя, спиртосодержащих продуктов и табака–стоимость табачных изделий должна быть одинаковой. незаконно произведенная или вовлеченная в незаконный оборот немаркированная табачная продукция не может быть определена принципиально иным образом в отношении включения акциза и НДС для целей уголовного преследования. “Соответственно, стоимость этих табачных изделий должна определяться на основе розничной цены этих легальных товаров, рассчитанной с учетом включения налогов, подлежащих уплате в случаях, предусмотренных законом. Такой подход в практике правоохранительных органов к толкованию понятия и определению размера объекта преступления, предусмотренного статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться ни как вносящий неопределенность в правовое регулирование, ни как указывающий на заведомо чрезмерное уголовное принуждение в отступление от конституционных требований справедливости и соразмерности, предъявляемых к мерам уголовного воздействия”, – говорится в определении.

В противном случае, как подчеркнул Конституционный суд, это фактически способствовало бы незаконной деятельности по производству и обороту табачных изделий.

Опишите вашу ситуацию

Закрыть