26.04.2019

Публичная оферта

Публичная оферта
Публичная оферта

Статья 494 ГК РФ. Публичная оферта товара

Ст 494 ГК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Комментарий к статье 494 ГК РФ:

1. Публичный характер договора розничной купли-продажи проявляется в особом порядке его заключения. Как правило, в качестве оферента выступает продавец (розничный торговец). Сама же оферта в большинстве случаев является публичной, т.е. предусматривая все существенные условия договора, выражает волю лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).

2. Коммент. ст. предусматривает ряд специальных правил, посвященных публичной оферте. Во-первых, в отличие от п. 1 ст. 437 ГК, рассматривающего рекламу товара лишь в качестве вызова на оферту (приглашения делать оферты), п. 1 коммент. ст. признает предложение товара, обращенное к неопределенному кругу лиц в рекламе (каталогах, описаниях), публичной офертой при условии, что оно содержит все существенные условия договора.

Во-вторых, выставление товара в торговом зале, на прилавках, в витринах, а также предоставление в месте продажи сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора (п. 2 коммент. ст.). Это означает, что заинтересованное в покупке товара лицо может требовать его продажи во всех случаях, кроме тех, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не продаются (например, они служат художественным оформлением торгового зала либо образцы товара снабжены специальным указанием и т.д.).

Статья 437 ГК РФ. Приглашение делать оферты. Публичная оферта

Ст 437 ГК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Комментарий к статье 437 ГК РФ:

1. Оферта не обязательно должна быть сделана определенному лицу, однако договор не возникает, пока она не будет принята конкретным лицом.

2. В комментируемой статье устанавливается разграничение между рекламой, а также иными аналогичными способами обращения с предложениями к неопределенному кругу лиц (например, объявлениями в газете) и публичной офертой. Предложения, описанные выше, считаются не офертой, а лишь вызовом на оферту или предложением делать оферты. Целесообразность установления такого различия на уровне ГК объясняется необходимостью исключить возможность одновременного поступления нескольких акцептов на одну и ту же оферту.

Доктрина, однако, предлагает различать предложения, сделанные неопределенному кругу лиц, и предложения, обращенные ко всем и каждому. Если предложение не имеет конкретного адреса и сделано в условиях, когда оно может вызвать неопределенное число откликов, оно считается обращенным к неопределенному кругу лиц и признается не офертой, а вызовом на оферту. Напротив, предложение рассматривается как обращенное ко всем и каждому и имеет силу оферты, если в каждый данный момент оно может быть акцептировано лишь каким-либо одним лицом и если оно в любой момент может быть снято до поступления нового акцепта.

Вызов на оферту не накладывает никаких обязательств на того, кто его сделал, – на такой вызов могут последовать разнообразные отклики. Быть может, в некоторых из них будут перечислены все условия, необходимые для заключения договора и обращенные к лицу, выступившему с вызовом на оферту. Отклики такого рода имели бы силу оферты, явившейся результатом вызова на нее. Но их нельзя считать акцептом, влекущим заключение договора, поскольку им не предшествовало предложение заключить договор в правовом смысле этого слова.

2. В пункте 2 комментируемой статьи сформулированы признаки, по которым оферта считается публичной. Она должна, во-первых, представлять собой предложение, из которого усматривается воля лица вступить в договорные отношения; во-вторых, содержать все условия, которые признаны существенными законом или являются таковыми исходя из особенностей самого договора; наконец, из предложения должна быть ясной посылка вступить в договор с любым, кто отзовется.

Примером публичной оферты является публикация в периодической печати объявлений о проведении аукциона или конкурса, т.е. приглашение на участие в публичных торгах любого, кто согласен на предложенные условия и отзовется на объявление (подав соответствующую заявку или внеся задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов).

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Геопозицияг. Кострома, ул. Чайковского, 9Б
Электронная почтаinfo@kirsanovv.ru
Телефон+7 (4942) 33-44-66
+7(4942) 64-11-02
Факс +7 (4942) 64-11-03
2019 Юридическое бюро Кирсанова. Все права защищены.
Яндекс.Метрика

Опишите вашу ситуацию

Закрыть