Ответственность за нарушения карантина

Ответственность за нарушения карантина

В связи с ужесточением наказания за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, многих руководителей интересует вопрос на сколько велика вероятность подвергнуться административным штрафам.

Для ответа на этот вопрос предлагаю вместе с нами проанализировать действующее законодательство и нормативные правовые акты.

Ответственность за нарушения карантина

С 01 апреля 2020 года статьи 6.3. КоАП РФ дополнена частями 2 и 3, согласно которым:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных прав или гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

– влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Действия предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Какое законодательство имеется ввиду?

Речь идет о Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, в большей степени о нормах, предусмотренных главами 3 и 4 данного Закона.

Согласно ст. 29 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе:

  • по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина),

  • осуществлению производственного контроля,

  • мер в отношении больных инфекционными заболеваниями,

  • проведению медицинских осмотров,

  • профилактических прививок,

  • гигиенического воспитания и обучения граждан.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица СЭС имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания

  • об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;

  • о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов

  • о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

  • о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

  • о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Что касается Правил и гигиенических нормативов здесь ситуация обстоит сложнее. На территории РФ действует бесчисленное количество таких правил и времени на их изучение требуется достаточно много.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.”

Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования установлено Руководством Р 1.1.002-96″ (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 14.05.1996). Нас интересует раздет 3 Руководства Он содержит перечень документов, касающихся Эпидемиологии.

Сейчас в него включены следующие документы:

Наименование

Документ или орган, утвердивший санитарные требования

Временные методические рекомендации “Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 4 (27.03.2020) Минздрав России
Временные рекомендации по организации лабораторной диагностики новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Роспотребнадзор (письмо от 21.01.2020 N 02/706-2020-27)
Предварительные рекомендации по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в медицинских организациях Роспотребнадзор (письмо от 25.01.2020 N 02/847-2020-27)
Методические рекомендации о проведении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и присмотр и уход за детьми, любой формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями необходимых мероприятий, направленных на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе об организации медицинского осмотра детей при функционировании указанных образовательных организаций в режиме свободного посещения Минпросвещения России (письмо от 25.03.2020 N ГД-65/03)
Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях Минпросвещения России (письмо от 13.03.2020 N СК-150/03)

Роспотребнадзор (письмо от 13.03.2020 N 02/414б-2020-23)

Временное руководство “Рекомендации ВОЗ “Профилактика и контроль инфекций для безопасного обращения с трупами в контексте COVID-19”

Роспотребнадзор 24.03.2020

Мероприятия по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2019 – 2020 годов Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2019 N 10
Инструкция по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами Роспотребнадзор (Письмо от 23.01.2020 N 02/770-2020-32)
Протокол мероприятий по недопущению внутрибольничного распространения инфекционных заболеваний, вызванных коронавирусом штамма COVID-19 в медицинской организации Приказ Минздрава России от 16.03.2020 N 171
Рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания и пищеблоках образовательных организаций Роспотребнадзор (Письмо от 14.02.2020 N 02/2230-2020-32)
Рекомендации по проведению профилактических мероприятий и дезинфекции автотранспортных средств для перевозки пассажиров в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции Роспотребнадзор (письмо от 13.02.2020 N 02/2120-2020-32)

Согласно пункту 5.2 Временных методических рекомендаций “Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 4 (27.03.2020) к Неспецифической профилактике коронавирусной инфекции относятся:

– Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. От 25.03.2020) <О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений.

– Приказ Минздрава ( Приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198н (ред. От 27.03.2020) “О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19”

Разбираемся с периодами, когда возможно привлечение к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.

Административное наказание по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение Закона и Правил грозит в том случае, если нарушение вышеуказанного законодательства допущено:

  1. В период режима чрезвычайной ситуации

  2. При возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих

  3. В период карантина

  4. За невыполнение законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Что такое ЧС когда и кем она вводится

Понятие Чрезвычайная ситуация дано в статье 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Согласно данной норме закона Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Что включает в себя понятие «угроза распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих»

Постановлением Правительства России от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Частью 1 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделены полномочиями по вынесению мотивированного постановления о:

  • госпитализации для обследования

  • об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания

  • проведении обязательного медицинского осмотра

  • госпитализации

  • изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» всем гражданам, возвращающимся из-за границы, предписано самоизолироваться на две недели. При уклонении гражданина от госпитализации в медицинскую организацию, он может быть принудительно госпитализирован по решению суда.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», правом на подачу административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию в недобровольном порядке наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители.

Что такое карантин

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, на территории РФ, территории субъекта РФ, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Карантин вводят (отменяют) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные меры по защите населения

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, орган государственной власти или должностное лицо, определенные пунктами 3 и 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, может определять руководителя работ по ликвидации ЧС, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

  • ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

  • приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

  • осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Кто и как определяет зоны ЧС

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

  • чрезвычайную ситуацию локального характера,

зона ЧС не выходит за пределы территории организации (объекта), количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 240 тыс. рублей;

  • чрезвычайную ситуацию муниципального характера,

зона ЧС не выходит за пределы территории одного муниципального образования, количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью, не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

  • чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера,

зона ЧС затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей;

  • чрезвычайную ситуацию регионального характера,

зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;

  • чрезвычайную ситуацию межрегионального характера,

зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;

  • чрезвычайную ситуацию федерального характера,

в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласно ст. 11 Закона о защите населения…, в том числе, разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Юрист по гражданским делам

2 ГИС

Optimized with PageSpeed Ninja

Опишите вашу ситуацию

Закрыть